Интерпассивность или наслаждение посредством Другого

Мои... Ваши размышления
Это понятие как и интерактивность тесно вплетено в матрицу жизни каждого субъекта. Современное общественное пространство позволяет субъекту находиться в разных состояниях, это зависит от личного выбора, но является ли этот выбор сознательным(основанным на рефлекторном определение) или бессознательным (определён собственной рефлексией, когда человек всё чаще инерционно следуют за кем-то или чем-то)?
Что же оно означает? Интерпассивность — это феномен, обозначающий лишённость человека аутентичного опыта наслаждения. Оно впервые было предложено венским профессором, философом Робертом Пфалмером в анализе понятия интерактивности. Напомню, что аутентичным называют человека, осознающего свои переживания и чувства, который способен проживать и адекватно (без искажений) выражать их в общении с другими людьми. А интерактивность (взаимодействие) — понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами и субъектами. Взаимодействие происходит путём передачи какой — либо информации, поэтому интерактивность аналогична степени отклика.
Что же оно означает? Интерпассивность — это феномен, обозначающий лишённость человека аутентичного опыта наслаждения. Оно впервые было предложено венским профессором, философом Робертом Пфалмером в анализе понятия интерактивности. Напомню, что аутентичным называют человека, осознающего свои переживания и чувства, который способен проживать и адекватно (без искажений) выражать их в общении с другими людьми. А интерактивность (взаимодействие) — понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами и субъектами. Взаимодействие происходит путём передачи какой — либо информации, поэтому интерактивность аналогична степени отклика.
В своей работе «Интерпассивность или наслаждение посредством Другого», Славой Жижек проводит это понятие сквозь призму психоаналитического взгляда, используя лакановский подход. Он рассматривает интерпассивность через концепцию большого Другого и взаимодействия с ним как с «субъектом предположительно знающим», который предполагает наличие «субъекта предположительно верящего».
Явления интерпассивности мы наблюдаем в форме современного телевидения или рекламных щитов, которые на самом деле пассивно наслаждаются вместо нас? «Они упреждают реакцию идеального потребителя. Парадокс интерпассивности, веры или наслаждения посредством Другого открывает также новый подход к агрессивности. Её возникновение можно объяснить тем, что Другой совершает нечто, что нарушает степень отклика (функционирование переноса)».
Возможно, фундаментальным отношением определяющим субъекта являются не пассивность или автономная активность, а именно интерпассивность. Она является изначальной формой защиты субъекта от наслаждения. Интерпассивность (не в обычном смысле взаимодействия со средой, а в том смысле, что другой делает что-то за меня, вместо меня),таким образом, обеспечивает необходимый минимум субъективности. Решающим здесь становится рефлексивное превращение, инверсия «Другой делает это для меня, за меня, вместо меня» в «я делаю это посредством Другого», а вовсе не как «я — активная автономная личность, которая что-то делает». Только тогда, когда я смогу заявить о тождественности своей активности и активности Другого, когда я действительно стану рассматривать себя как активного участника, который делает что - то посредством Другого, только тогда мы сможем перейти от определяющей рефлексии к рефлекторному определению (на этом уровне активность Другого непросто определена моей рефлексией, она непосредственно основана на моем рефлексивном определении). В области удовольствия имеет место переход от Другого, получающего удовольствие за меня, вместо меня, к удовольствию, которое я получаю посредством Другого.
Можно посмотреть на размышления об интерпассивности и с другой стороны, учитывая современные реалии жизни. Зачастую можно наблюдать отсутствие баланса в позициях активен / пассивен, принимает ли субъект активное участие в своей пассивности посредством большого Другого или же он пассивен в своей пассивности, когда большой Другой действует вместо него. Каждый ли субъект способен быть сейчас интерпассивным с точки зрения тождественности (принимая активное участие в своём желании: «А действительно ли я в этом нуждаюсь?»), которая ограничивает нарастающее желание потребления предложенное современным обществом в условиях капитализма? В достаточной степени он использует функцию этого феномена, чтобы уметь получать удовлетворение, отказываясь от наслаждения, которое ему навязчиво предлагают (потребляй всё больше и больше), переживая аутентично и обнаруживая при этом свои субъективные желания, опосредованные большим Другим, а не тем, что за вас желает большой Другой с рекламных бордов и телевидения?!
Данная статья может быть полезна для тех, кто задумывается о своём взаимодействии с окружающей действительностью или, возможно, пребывает в состоянии нарушения баланса субъективных желаний и потребностей. Для людей, которые обнаружили у себя исчезновение таковых. В этих и подобных вопросах, в поисках ответа на них можно помочь разобраться.
В статье использован материал книги: Жижек С. (2006) «Интерпассивность или наслаждение посредством Другого»
Made on
Tilda